ТИПОЛОГИЯ ПАМЯТНИКА

Пружанский палацик относится к числу памятников историзма, а именно неоренессанса, его наиболее интересной разновидности – раннеренессансной сельской виллы.

Переосмысление архитектурных форм прошлого было характерно для передовой архитектурной мысли стран Западной Европы второй половины XVIII  – первой половины XIX в. Это было связано с распространением в искусстве идей романтизма и сентиментализма. В садово-парковом искусстве на место регулярному приходит более вольный пейзажный стиль, для которого характерно стремление к гармоничному слиянию с окружающей природой.

В архитектуре основной упор стал делаться также на живопись. Новые идеи должны были реализоваться именно в сельской усадебной архитектуре, для которой органическая связь с пейзажем имела первостепенное значение. Не случайно первые нерегулярные постройки появились именно в парках в виде небольших павильонов.

Если первым в борьбу с классицизмом вступила неоготика во второй половине XVIII в. (первая неоготическая постройка относится к 1747 г., ее родиной является Англия), то с начала следующего столетия распространение получает неоренессанс, достигнувший расцвета в европейских странах в середине – второй половине XIX в.

Образцом для архитекторов, экспериментировавших ренессансными формами, стала итальянская вилла, известная в версии регулярной и нерегулярной, а также в нескольких разновидностях. Из этих разновидностей наибольший интерес представляет вилла типа итальянского сельского дома периода раннего Ренессанса. Для построек такого типа была характерна нерегулярность, формование всей композиции из нескольких прямоугольных объемов. Обязательным элементом такой постройки являлась башня. Декор был очень скромным, здание имитировало сельскую усадьбу.

palacs

В 30 – 40-е гг. XIX в. этот тип сельской виллы получает широкое распространение в проектах передовых архитекторов Западной Европы, которые стремились к созданию романтической живописной архитектуры. Одними из первых такие проекты стали публиковать английские специальные издания. Эти издания оказали большое влияние на Ф.-М. Ланчи, в проектах сельских вилл которого нашли отражение наиболее характерные элементы рассматриваемого нами типа итальянской виллы. Также значительное влияние на творчество Ланчи оказал известный немецкий архитектор К. Ф. Шинкель (1781 – 1841 гг.), проектировавший в 30-е гг. XIX в. здания подобного типа. В Польше кроме Ланчи проекты сельских вилл создавал Г. Маркони, А. Иджовский и некоторые другие архитекторы. Однако спроектированные этими архитекторами здания были большей частью неоготическими.

Проекты Ланчи отличались красочностью и легкостью исполнения, большим разнообразием в оформлении фасадов зданий, усердием в обработке архитектурных и орнаментных деталей фасадов и интерьеров зданий, тщательно продуманной рациональной планировкой помещений. Большая часть проектов архитектора была не реализована – слишком новаторскими они были. Исследователь архитектуры XIX в. на территории бывшей Речи Посполитой Ярошевский среди реализованных проектов Ланчи, наиболее близких к Пружанскому палацику, называет трактир в Служеве, дворец Потоцких в Межречье Подляшском (1852 г.), дворец Гижицкого в м. Брага у Каменца Подольского (1876 г., не сохранился).

В Беларуси зданий, аналогичных Пружанскому палацику, нету. Имеющиеся нерегулярные постройки второй половины XIX – начала ХХ в. носят стилизаторский характер. Они относятся к тому времени, когда возросли заказы на возведение дворцов, уменьшилось время на их декоративное оформление. В строительстве второй половины XIX в. меркантильный интерес берет верх. Фасады зданий декорируют, чтобы достойно представлять владельца, указывая на его значимость. В такой ситуации строения Ланчи, являясь примером тщательной обработки деталей, а также большой умеренности в использовании декоративных мотивов, не могли стать примером для подражания. И все-таки надо отметить, что тип постройки, подобно Пружанской, имел и имеет свое продолжение в современной архитектуре.

Добавить комментарий