ВАЛЕНТИЙ ШВЫКОВСКИЙ

Валентий Швыковский стал полновластным хозяином в имении в 1843 г. В тот год они с братом Михалом разделили между собой пружанские владения покойного отца Петра Бернардовича. Валентий получил Пружаны с имением под таким же названием и некоторые соседние деревни. К Михалу отошло имение Белоусовщина.

ogonczyk

Герб рода Швыковских – Агенчык

Род Швыковских происходит из Ошмянского уезда. Валентий Петрович Швыковский родился около 1817 г. Отец направил его вместе с Люцианом Крашевским получать образование в Дерптский университет (Дерпт – сейчас г. Тарту, Эстония), но проучившись там около года, Валентий не выдержал тягот студенческой жизни и бросил учебу, в семье не хватало средств для продолжения обучения.

71085

Костел бенедиктинок (св. Екатерины) в Вильнюсе. Наполеон Орда

В 1841 г. в Виленском костеле бенедиктинок состоялось венчание Валентия Швыковского со шляхтянкой Ошмянского уезда Герминией Порфирьевной Важинской. Отец ее, Порфирий Важинский, был одним из руководителей антироссийского восстания 1830 – 1831 гг. в Польше, Литве и Беларуси. Герминия Швыковская отличалась аккуратностью и хозяйственностью, гармонично дополняла своего мужа, однако брак был бездетным.

В 1854 г. Валентия избрали предводителем дворянства Пружанского уезда. За участие в восстании 1863 г. его имущество секвестрировали, ему же пришлось искать убежища в Бельгии, Франции, Италии. На сегодняшний день точно не известна роль Валентия в восстании, но есть сведения о том, что он поддерживал инсургентов Калиновского лекарствами, деньгами и оружием (в городском парке было найдено хранилище оружия тех времен). Сам Пружанский предводитель не был замечен в боевых действиях против царских войск. Тем не менее, его усадьбу изъяли (фактически незаконно), а ее хозяин был вынужден выехать в Европу. Дело в том, что усадьба в то время представляла собой не просто палацик и парк, это было очень развитое хозяйство, включавшее много разнообразных построек и даже кирпичный завод. Царским властям прежде всего нужно было овладеть хозяйственной инфраструктурой Швыковских, и они это сделали. Из кирпича Швыковских построен Собор святого Александра Невского в Пружанах и еще несколько зданий в городе.

Четыре года, с 1863 по 1867, провел пружанский предводитель в изгнании. Все это время его жена Герминия Порфирьевна добивалась правды. Она писала императору Александру II, и в конце концов император своим приказом снял арест на имущество Швыковских и вернул все, что принадлежало им до 1863 г. В 1867 г. изгнаннику посчастливилось вернуться в свое имение. Поместье было вновь отдано прежнему владельцу – случай довольно редкий. Похоронив в 1888 г. жену, Валентий еще семь лет жил в усадьбе, занимался хозяйственной деятельностью. В 1895 г. престарелый помещик продал имение графу Владимиру Петровичу Клейнмихелю. Последний период своей жизни Валентий Швыковский провел в Варшаве, где умер 3 марта 1900 г. в возрасте 83 лет. Похоронен он рядом с женой на католическом кладбище в Пружанах. Могила Швыковских сохранилась до нашего времени.

Валентий Швыковский был очень интересной личностью. Эрудит, честный гражданин и патриот, он усердно занимался общественной и хозяйственной деятельностью. Свой талант и знания предводитель устремил на собственное хозяйство. Этими делами Валентий занимался сам, применяя передовые методы и технологии, достиг значительных успехов.

Об уровне образованности и культурных интересах супругов Швыковских свидетельствует список книгосбора, который размещался в палацике, в кабинете Валентия. Этот список имеется в инвентарной описи движимого и недвижимого имущества Пружанского маршалка, составленной в 1864 – 1866 гг. по поводу конфискации имения. Дело, посвященное этому событию, хранится в историческом архиве Гродно.

Книгосбор насчитывал 1407 книг  различных наименований на польском, русском, немецком и французском языках. Швыковские читали самую разнообразную литературу: развлекательную вроде журналов для дома, также очень популярные в те времена французские романы Гюго, Дюма и др., имелись серьезные научные издания: печатные работы по общей истории и истории Речи Посполитой, географии (карты и атласы разных стран), разработки по экономике и хозяйству (труды свободного экономического общества, журналы по садоводству), литературу по начальному обучению грамоте, религиозные тексты. Явно преобладали издания гуманитарного характера. Чтение занимало значительное место в жизни Валентия Петровича и его жены. Как и многие другие вещи из палацика, все книги продали с аукциона в первые годы после конфискации имения.

Швыковские также интересовались искусством. Со вкусом были оформлены парадные комнаты палацика, неотъемлемую часть которых составляли многочисленные картины и скульптуры. В отдельной папке, находившейся в кабинете маршалка, лежало несколько десятков рисунков, картин и портретов, собранных, а, возможно, и выполненных самим владельцем усадьбы.

Современники высоко оценивали личность Валентия Швыковского. Газета «Русский инвалид» в 1860 г. разместила статью корреспондента Э. Лобко «Пружаны как уездный город», где значительное место отведено прославлению личностных и деловых качеств Пружанского маршалка, подчеркивались великолепные душевные качества и благородство Валентия.

Хозяева палацика славились своим гостеприимством. Их дом посещал знаменитый Ю. И. Крашевский, художник Н. Орда, исследователь этнографии и фольклора Беларуси М. Федоровский. В одном из номеров журнала «Ziemia» за 1911 г. он напечатал краеведческую статью «Пружана и ее окрестности», где есть немало лестных слов о Швыковских и их усадьбе. Валентий назван там «настоящим воплощением культуры».

Во времена своего маршалковства Валентий Швыковский приложил немало усилий, чтобы хоть немного уменьшить «общую недостачу и убожество». Проводил различные мероприятия по ускорению культурного развития Пружан и улучшению благосостояния жителей края: организовал в городе общественную библиотеку, конную почту. Надо отметить его активное участие в строительстве нового католического храма в городе. Проект был составлен выдающимся архитектором Г. Маркони, к которому обратился сам предводитель. Строительство костела началось в 1857 г., но из-за нехватки средств вскоре замедлилось. Ради покрытия расходов В. Швыковский проводил в городе театральные постановки, музыкальные вечеринки, лотереи, доход от которых шел на строительство храма. Но все изменилось после восстания 1863 г. Незаконченный храм отдали в православное ведомство, которое достроило его. Храм располагался в центре города напротив деревянной церкви и был по проекту самым высоким зданием в городе. Во время Великой отечественной войны здание было сильно повреждено и вскоре разобрано. Сейчас на месте церкви находится Универмаг.

За годы своего пребывания в имении Швыковский провел здесь преобразования: реконструировал территорию усадьбы, возвел палацик, пивоварню, кирпичный завод, а также многие другие жилые и хозяйственные постройки. В деревне Добучин существовала образованная Валентием школа для обучения крестьянских детей.

Значительные изменения произошли в усадьбе в начале 60-ых гг. XIX в. В парке находилось уже около двадцати построек: жилые дома для челяди и батраков, оранжерея, две теплицы, амбар и другие постройки.

Усадебный забор, который в 50 – 60-ые гг. прошлого века состоял из деревянных кольев и жердей, что опирались на каменные и деревянные столбы, не сохранился. При въезде во двор стояли деревянные ворота. Во второй половине XIX в., а, возможно, и в начале XX в., были сделаны каменные ворота. Их разобрали в первые послевоенные годы.

У этой записи 3 комментариев

  1. Grzegorz P. Kostrzewski

    Herb nazywa się «OGOŃCZYK» ! Chyba, że to błąd automatycznego tłumacza…? Ale nie wypada w tekście historycznym «puszczać» takiego «babola»! Chyba ktoś sprawdza tłumaczenie?

Добавить комментарий