«УКРАШЕНИЕ ВСЕГО ГОРОДА»

Так назвал палацик Валентия Швыковского Э. Лобко в статье «Пружаны как уездный город» в газете «Русский инвалид» за 1860 г. И это было действительно так. Представьте себе Пружаны 50 – 60-ых годов ХІХ в. Уездный центр Гродненской губернии, фактически же – обычная провинциальная «дыра», каких в те времена было много в Беларуси. Население составляло тогда пять с лишним тысяч жителей, преимущественно это были ремесленники и торговцы. Большинство городских зданий – деревянные. Пара храмов, несколько государственных учреждений, частных предприятий и заезжих домов – вот и все пружанские достопримечательности. Вид города мало чем радовал взор. Узкие, почти все немощеные, грязные улицы. Вдоль них грустными рядами вытянулись похожие друг на друга мещанские дома и магазинчики… И вдруг такое чудо – настоящий дворец, хоть и в миниатюре! И где –  за несколько сотен метров от центра города! Как вызов серой повседневности, как материализованная мечта о лучшей и более красивой жизни.

Построена усадьба по проекту известного итальянского архитектора Франческо-Мария Ланчи (1799 – 1875 гг.), она привлекает своей новаторской неповторимостью форм. Главный акцент здесь сделан на несимметричность. Разные по размерам объемы соединены в единую композицию, которую венчает башня в центре главного фасада. Здесь воплотилась идея живописного загородного дома, который имитирует ренессансную сельскую виллу. Разнообразные детали отделки придают еще большую выразительность: разные окна – от небольших квадратных до широких «венецианских», балконы, крылечки. На парковом фасаде устроена широкая терраса, которая как бы непосредственно связывает здание с пейзажем. Такой собирательный отличительный вид завораживает своей неповторимостью.

Большое количество дымоходов на крыше напоминает замки туманной Англии, а башня – дворцы Флоренции. Сразу и невозможно ответить, в какое время палацик более привлекателен: утром или перед закатом солнца, летом или поздней осенью. Всегда он оставался и остается неизменным в своей сказочной загадочности.

Имение Пружаны либо Пружанский ключ в числе прочих королевских имений бывшей Кобринской экономии было пожаловано в 1795 г. Екатериной II фельдмаршалу российских войск графу Петру Александровичу Румянцеву – Задунайскому. После смерти графа в 1796 г. имение перешло в руки его потомков, сначала Николая, затем Михаила Румянцева. В 1798 – 1803 гг. М. Румянцев сдавал имение в аренду Пружанскому уездному маршалку (предводитель дворянства) Ф. Грабовскому. Румянцевы недолго владели имением Пружаны. В скором времени оно стало принадлежать тайному советнику Павлу Ягмину (дата перехода неизвестна), а после его смерти – сыновьям покойного.

В конце первой четверти XIX в. документы зафиксировали нового владельца имения – Бернарда Швыковского. Начиная с этого времени Швыковские в трех поколениях владели имением Пружаны. Дольше всех имение принадлежало Валентию Швыковскому, который и построил палацик – в таком виде, в котором мы видим его сегодня.

В 1895 г. Валентий Швыковский продал имение графу Владимиру Петровичу Клейнмихелю. Клейнмихели здесь почти не жили, сдавали имение в аренду: в 1905 г. – рижанину В.-Ю. Р. Бушу сроком на 9 лет, в 1919 – 1939 гг. – уездному староству.

Во время Второй мировой войны и после нее в палацике размещались офицерские общежития. В дальнейшем часть здания занимали семьи, которые ждали постройки государственного жилья. Затем в нем разместилось общежитие аграрно-технического училища – здесь были классы для занятий и столовая, с начала 1960-х – агробиостанция. В конце того же десятилетия в здании был организован детский сад (до 1986 г.), далее сюда временно переехала стоматологическая поликлиника. С 1989 г. началась реставрация здания. Через 9 лет, в 1998 г., в отреставрированное здание переезжает районный краеведческий музей. С тех пор он стал называться музей-усадьба «Пружанский палацик».

Добавить комментарий