ПАЛАЦИК. ВРЕМЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА

Новое каменное усадебное здание (вместо прежнего деревянного) Валентий Швыковский возвел в середине-конце 40-х гг. ХІХ в., после своего вступления во владение поместьем в 1843 г., на это указывает ряд косвенных данных. В «Материалах для географии и статистики России» П. В. Бобровского (сведения 40 – 50-х гг. ХІХ в.) в разделе, посвященном городам Гродненской губернии и Пружанам, есть упоминание о «доме помещика Швейковского». Об этом здании также писал в 1860 г. Э. Лобко в «Русском инвалиде». У автора проекта Пружанского палацика Ф.-М. Ланчи расцвет творческой деятельности приходится именно на вторую четверть ХІХ в.

Автором проекта Пружанского палацика считается Франциско – Мария Ланчи (1799 – 1875 гг.) – известный итальянский архитектор, который большую часть жизни провел в Польше.

Творческая деятельность Ланчи в Польше приходится на вторую четверть ХІХ в. Это был талантливый и высокоэрудированный специалист, проявивший свои незаурядные способности в проектировании различных по масштабу и назначению зданий. По его проектам были построены дворцы, костелы, городские жилые и административные здания, мосты и хозяйственные постройки. Создавая проекты, Ланчи умело использовал архитектурные элементы различных стилевых направлений прошлого, что было связано с общей тенденцией отхода от классических канонов в развитии европейской архитектуры второй половины ХVIII – первой половины ХІХ вв. и переосмыслением архитектурного наследия, в основном, готики и ренессанса. Так, для проектов, созданных Ланчи до 1845 г., было характерно оперирование готическими формами, например, перестроенные костелы в Пемлове и Дикове.

В середине 40-х гг. ХІХ в. архитектор все чаще начинает обращаться к ренессансу. Влияние этого стиля проявилось при проектировании Ланчи как крупных костелов, дворцов и вилл (костел в Служеве, вилла во Вроцлаве), так и небольших построек. В связи с этим представляют интерес нереализованные проекты сельских вилл архитектора, созданных в 40 – 50-х гг. ХІХ в. Некоторые из них очень близки к Пружанскому палацику не только компоновкой всего объема, но и по отдельным элементам оформления фасадов зданий.

Так, на рисунке сельского виллы Ланчи, помещенном в журнале «Przyjactel Ludu» за 1843 г., видим ту же компоновку разномасштабных объемов, трехъярусную башню, также разнообразие в прорисовке оконных проемов (от небольших прямоугольных до «венецианских»), открытую террасу у входа, характерных и для Пружанской «виллы» элементов. Из числа осуществленных проектов Ланчи следует также назвать трактир в Служеве (1846 г.). По архитектуре эта постройка является аналогом усадебного дома в Пружанах по центральной объемно-пространственной композиции. Соединение двухэтажного объема с одноэтажным, между которыми возвышается характерная для обеих построек башня с расположенным под ней входом в здание. Из вышесказанного следует, что Пружанский палацик относится к числу работ известного архитектора.

Добавить комментарий