Воссоздать внутренний и внешний облик Пружанского палацика середины XIX – первой половины XX вв. помогает инвентарь 1864 – 66 гг., рисунки 1870 и 1877 гг., изображение дома на плане поместья 1902 г., поэтажные планы здания 1923 и 1929 гг. Наибольшую ценность из перечисленных документов представляет инвентарное описание 1864 – 66 гг.
ВНЕШНИЙ ВИД
Согласно описанию, «жилой господский дом, каменный трехэтажный, оштукатуренный имел длину около 35 м., ширину – более 19 м. Здание было покрыто жестью, окрашенной краской масляной. Вокруг дома находилось четыре жестяные водосточные трубы, выкрашенные белой краской, 18 кирпичных дымовых труб, обложенных жестью и оштукатуренных, возвышалось на крыше дома». Далее «от фронта здания парадное крыльцо о 5 ступенях внизу, с каменно-кирпичным полом, с него же еще 6 ступеней с таким же полом. Крыльцо обрамляли чугунные перила. Над крыльцом высилась каменно-кирпичная башня, на которой отделен на деревянном кругу черною масляною краскою циферблат часов» (вероятно, бутафорских). На крыше башни был сделан громоотвод, другой такой же находился на крыше правого крыла здания.
ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ВИД. ПЕРВЫЙ ЭТАЖ
С парадного крыльца двойные деревянные двери вели в «малые сени». В «сенях» пол был паркетным, потолок оштукатурен, стены – в цветочных бумажных обоях. Помещение освещало одно высокое узкое окно. В «сенях» была печь из белого голландского кирпича. Из «сенцев» вела дверь в прихожую, в которой пол, потолок, стены имели такой же вид, как в предыдущем помещении. В передней было одно двойное окно, стояла также печка «физическая из белого голландского кирпича образов … фабрики Ховена».
С левой стороны из прихожей можно было попасть в большой зал. Пол, потолок и стены здесь имели такое же оформление, как и в двух предыдущих комнатах, стояла такая же печь. В зале было одно двойное большое окно в шести деревянных рамах, которое имело вверху полукруглое завершение. Окно состояло из 34 стекол. Внутри него, между рамами, стояла чугунная решетка черного цвета. Окно было завешано тонким белым занавесом и большими бархатными портьерами темно-вишневого цвета, обшитыми плетенками.
Своеобразно был оформлен переход из Большого зала в следующее помещение – цветочный зал. На деревянных карнизах-подставках возвышались два круглых кирпичных оштукатуренных столба. Стены проема были в виде квадратных полустолбов, украшенных вверху гипсовыми карнизами. Не меньшим своеобразием отличалось оформление цветочного зала, который имел полукруглую форму. В паркетном полу зала были сделаны три калорифера в виде чугунных квадратных труб, покрытых «ровно с полом желтомедными решетками для прохода через них теплого воздуха». Сцены помещения были частично оштукатурены.
Окон в зале описано семь «двойных, больших в виде дверей сверху полукруглых», в каждом из них было по 14 стекол. Также имелась настенная роспись. Кроме того, инвентарь упоминает располагавшийся в цветочном зале большой чугунный котел.
Следующее помещение находилось по правую руку от большого зала и служило спальней. Спальная комната была разгорожена четырьмя кирпичными столбами. Здесь находилась круглая деревянная лестница с 25 ступенями, которая вела на второй этаж. Отдельная дверь вела из спальни в следующую комнату. В этой комнате было также окно, печка, пол паркетный, потолок с двойным карнизом, стены оклеены обоями желто-серого цвета.
В столовой также располагалась печка. В раздаточной комнате пол был дощатый, стены оштукатурены.
В правом крыле первого этажа здания находилось четыре комнаты (не считая вспомогательных). Таким образом, первый этаж имел 12 больших комнат, известно название и назначение только пяти помещений: прихожая, большой зал, цветочный зал, спальная комната, столовая. Здание имело четыре выхода: кроме парадного с восточной стороны имелся выход во двор и два выхода вели из сеней на заднее крыльцо.
ВТОРОЙ ЭТАЖ
На второй этаж здания можно было попасть по лестнице, расположенной в сенях. Описание второго этажа начиналось с узкого коридора с дощатым полом, в левом углу которого находилась двойная дверь. В этой комнате был дощатый пол, стены и потолок оштукатурены, стояла печка. Помещение освещалось одним высоким венецианским окном с шестью стеклами. Из этой комнаты направо и налево имелось две двери. Через дверь справа можно было попасть в малую комнату, в которой был также дощатый пол, окрашенный красной краской. Потолок в комнате был сводчатый. Кроме этого, инвентарь упоминает находившуюся здесь печку. Другая малая комната находилась по левому краю от комнаты с венецианским окном. Пол здесь был также деревянный, стены оклеены цветными обоими. Из комнаты одинарная дверь вела в чулан.
Около лестницы находилась дверь в небольшую комнатку со сводчатым потолком, малым окошком и печкой. За этой комнаткой располагалась кладовая с глиняным полом и двумя малыми окошками, выходящими на коридор.
В левое крыло второго этажа можно было попасть, поднявшись по лестнице в правом углу заднего крыльца. Лестница насчитывала двадцать пять деревянных ступеней, окрашенных желтой краской. Сени имели дощатый пол, оштукатуренный потолок и стены. Справа от сенец находилась комната, разделенная на две части деревянной решетчатой ширмой с малыми дверцами. В помещении было два окна. Из первой комнаты направо вела дверь во вторую комнату. Отличие состояло в том, что во второй комнате стены были оклеены обоями голубого цвета и в ней было одно двойное окно. Вторая комната вела в третью малую комнату. Оттуда можно было попасть в малые сени, в которых с левой стороны за ширмой находилась кладовка, с правой – винтовая лестница на третий этаж. Этот чуланчик имел также выход в первую комнату. Таким образом, помещения этой части здания располагались по часовой стрелке.
Из этой же первой комнаты еще одна дверь вела в большой зал, о котором в инвентаре сказано, что он не до конца обустроен.
БАШНЯ
Из большого зала одинарные двери вели в малую комнату, которая размещалась рядом с башней. С этой комнатки двойная стеклянная дверь вела на небольшой деревянный решетчатый балкончик, окрашенный в черный цвет. В комнате при входе из большого зала с левой стороны находилась винтовая лестница, по которой можно было попасть на остальные два яруса башни. Поднявшись по двадцати ступенькам этой лестницы на первый ярус башни, попадали в небольшое помещение с двумя малыми узкими окнами. Здесь была комнатка с дощатым полом, оштукатуренным потолком и стенами.
Таким образом, второй этаж здания, его правое и левое крыло, насчитывало восемь комнат без учета небольших подсобных помещений.
3 ЭТАЖ
Попасть в помещения третьего этажа можно было по лестнице со второго этажа. Сени третьего этажа имели паркетный пол, сводчатый потолок и два окна. Из сеней вела дверь в первую комнату с дощатым полом, где располагалась печь.
Комната имела выход через двери на большой балкон. Перила балкона были чугунные, пол – деревянный. Одна дверь из первой комнаты вела под чердак второго этажа, другая дверь – во вторую комнату. Эта комната также имела выход на тот же балкон, что и первая комната. Третья малая комната, имевшая вход со второй, отличалась от двух предыдущих одним небольшим узким окном.
Затем инвентарь описывал цокольные помещения здания. Под домом находилось значительное количество вспомогательных помещений различного назначения: небольшой закуток (под цветочным залом) с трубами калорифера для отопления зала, погреба, кладовая для дров. В конце описания упомянут ход вокруг дома, который находился по левой стороне от длинного чулана.
Здание в общей сложности имело 23 комнаты (не считая вспомогательных). Помимо этого, три комнаты находились в башне. Здание имело три балкона, четыре выхода.
ДРУГИЕ АРХИВНЫЕ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Современники высоко оценивали палацик Валентия Швыковского. Э. Лобко писал, что это «дом, отличающийся изящною легкою архитектурою в швейцарском вкусе» и «еще более замечательны изящество и вкус внутреннего устройства дома».
Данные инвентаря 1864 – 66 гг. и других письменных источников дополняют два изображения палацика второй половины ХІХ в.
Первый выполнен Наврачиньской и помещен в журнале «Liosy» №276 за 1870 г., второй рисунок принадлежит руке известного художника, который изображал архитектурные памятники Беларуси, Наполеона Орды и датирован 1877 г. Если сравнить два этих рисунка, нетрудно отметить различия между ними в деталях оформления фасадов здания.